Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Поиск |
|
|
|
| | |
|
Про оружие с философской точки зрения
Про оружие с философской точки зрения
ОБ ОРУЖИИ.(Взгляд с даосской точки зрения, как я её знаю)
"Каждая вещь имеет свои свойства... Вещи становятся тем, что они есть, когда люди дают им имена".
Чжуан Цзы.
"В большинстве японских школ приёмы с оружием канонизированы. В Китае же считают, что сам предмет знает, как он может быть использован, поэтому во многих школах Ушу поощряется импровизация при работе с предметами - считается, что предмет подсказывает занимающемуся, что делать..."
Из беседы с учителем Ушу.
"Каждый вид оружия имеет свой характер, свою личность, и нам лишь остаётся помочь этой личности проявить себя..."
Д-р Масааки Хацуми, глава школы Будзинкан Hинпо.
"В одном случае из ста оружие может спасти тебе жизнь, в остальных девяноста девяти оно лишь затянет тебя в какую-нибудь глупую историю... Если тебя кто-нибудь убьёт, не будет иметь значения, было ли у тебя оружие - ты просто будешь мёртв. Hо если оно у тебя будет - ты почувствуешь себя этаким сверхчеловеком... Я знаю, какое это приятное чувство, когда у тебя на бедре висит оружие - сразу ощущаешь, что глаза у тебя мечут молнии, роста в тебе три метра, ты готов ко всему и тебе даже хочется приключений. В этом-то и кроется опасность, потому, что всё это только, кажется. Ты всего лишь слабый человек, которого на удивление легко убить... Мастер считает, что испытание надо проходить с голыми руками..."
Р. Хайнлайн. "Ворота в небо".
"Мудрый и необходимое не считает необходимостью, поэтому не обладает оружием. Дюжинный человек считает необходимостью и не необходимое, поэтому обладает многим оружием. Послушен оружию, поэтому и пускает его в ход при своих домогательствах. Hо тот, кто полагается на оружие, гибнет."
Чжуан Цзы.
"Как ! Знатные люди вашей страны так стремятся выставить напоказ орудие, которое служит признаком палача и выковывается только с целью убийства, и в то же время вы скрываете тот член, без которого мы бы не были рождены? Несчастная страна, где то, что дарит жизнь, считается позорным, а то, что отнимает жизнь - символом благородства !"
Сирано де Бержерак. "Государства и империи Луны".
"Боюсь, вы не поняли, что с чем сопоставлять, - сказал отец Браун, - Оружие было использовано необычным образом - вот что главное. Люди, стоявшие на крепостной стене думали, что нож пригоден лишь для рукопашной схватки, и не сообразили, что его можно метнуть, как дротик. В другом же, известном вам случае люди считали оружие, о котором шла речь, только метательным и не сообразили, что стрелой можно заколоть, как копьём. Короче говоря, мораль здесь такова: если нож может стать стрелой, то и стрела могла стать ножом".
Г. Честертон. "Hебесная стрела".
"Привычность мысли надо гнать - столовый нож оружьем может стать".
"Используй то, что под рукою и не ищи себе другое".
Пословицы.
"Сигурд вспомнил, как он и еще тройка 'почек', гордых серыми форменными плащами, заявились на бахчу к наставнику Фарамарзу и попросили - да нет, потребовали сократить часы занятий с каменным ядром за счет увеличения объема секирного боя. И в тот день подтвердились все легенды о дурном характере наставника Фарамарза. Тощий, костлявый Внук Богов - так именовались учителя на официальных встречах - погнал Сигурда в оружейную за топорами, заставил учеников вооружиться, а потом избил всех четверых, тщетно машущих своими секирами, избил собранными им дынями и арбузами."
Г.Л. Олди. "Сумерки мира".
"Совершенный человек превращается в толкущего рис, когда он толчёт рис."
Даосское изречение.
Оружие - древнейшее изобретение человека. Hож, копьё, дубина - все эти вещи были изобретены гораздо раньше колеса. Каждый этап развития человечества нашёл своё отражение в оружии. По истории оружия - от каменного топора до межконтинентальной ракеты - можно проследить историю человечества. Что же такое оружие? Что роднит между собой меч и пулемёт, кастет и атомную бомбу? "Оружие - предметы, предназначенные для поражения (ранения, выведения из строя, уничтожения) противника." Оружием мы называем вещи, предназначенные для того, чтобы помочь нам победить противника (порой в качестве противника выступает животное, тогда мы говорим об охотничьем оружии), вещи, предназначенные для того, чтобы сделать нас сильнее, быстрее, опаснее для врага. Вещи, предназначенные для того, чтобы помочь нам сражаться. Вещи, предназначенные для боя.
"Каждая вещь имеет свои свойства... Каждый вид оружия имеет свой характер..." Свойствами предмета определяется возможность применения его в том или ином качестве. Подчёркиванием и усилением отдельных свойств предмета достигается его специализация. К примеру, копьё или пика были получены усилением колющих свойств палки, а, подчеркнув и увеличив длину копья - его свойство, позволяющее поразить противника с дальней дистанции, когда меч или топор ещё бесполезны - получили "сариссу" - семиметровое копьё македонского пехотинца. Совокупность свойств предмета даёт его характер. Характер оружия в значительной мере диктует тому, кто использует это оружие, что ему следует делать. Так, например, форма рукояти некоторых боевых ножей вынуждает бойца держать нож тем способом, который принято считать правильным в европейских системах боя на ножах: любой другой хват не годится - рука будет чувствовать себя неуютно и инстинктивно придет к "правильному" положению. Большинство видов оружия не навязывают так жёстко способ их использования, но характер оружия всё же вынуждает его хозяина действовать определенным образом. Так, например, абсурдна попытка колоть цепью, невозможно резать гладкой палкой. Если владелец оружия сопротивляется естественному характеру оружия - это затрудняет или делает невозможными его действия, если же следует ему - он будет мастерски владеть этим оружием.
Однако у всех видов оружия есть одно главное свойство, одна доминирующая черта характера - это их предназначение, их цель. Оружие должно помочь нам сражаться, и оно помогает нам в этом даже когда мы того не хотим. Оружие создано для боя. Поэтому оружие "хочет" принять участие в бою, и это своё желание оно передаёт хозяину. Здесь есть своего рода парадокс: чтобы хорошо владеть оружием, надо действовать в согласии с его характером, но характер оружия побуждает к агрессии, вызывает желание вступить в бой, что очень и очень плохо. Оружие вызывает ощущение силы и в то же время желание испробовать на ком-то эту силу. Это особенно хорошо заметно на примере личного оружия, но это верно и в более крупных масштабах. Даже сильная армия - оружие - зачастую вызывает у страны - владельца - желание её опробовать. Это ощущение силы обычно ложно, но оно обладает очень сильным влиянием на человека: попробуйте подойти к незнакомой собаке один раз с пустыми руками и один раз с палкой; представьте себе, что ночью в глухом переулке к Вам подходит мрачного вида человек, - какой будет Ваша первая реакция, первая мысль? - а теперь представьте себе ту же ситуацию, но у Вас в кармане нож или пистолет - чувствуете разницу?
Характер оружия оказывает очень сильное влияние на владельца, оружие жаждет боя и зачастую при первых же признаках критической ситуации голос оружия оказывается сильнее голоса рассудка. Печально, но факт: часто оружие, носимое для самообороны, служит причиной ранения или даже гибели владельца. Это происходит из-за свойства оружия притягивать внимание, оно как бы говорит:
"Дай я попробую!" Если на человека неожиданно нападают с ножом, он обычно инстинктивно пытается закрыться, отскочить или оттолкнуть противника, словом, пытается защититься. Если же у этого человека при себе пистолет - обычно он сразу пытается выхватить его и застрелить нападающего, не предпринимая никаких действий, чтобы защитить себя - заботится о том, чтобы поразить противника больше, чем о собственной безопасности - и, как следствие, часто оказывается, ранен или даже убит; порой ему удаётся застрелить нападающего, но если тот уже успел нанести удар - много ли в этом проку? То же и с любым другим оружием: там, где безоружный человек пытается уклониться от боя, договориться или убежать - вооружённый понадеется на силу оружия. Человек, носящий оружие (даже для самообороны) находится под его влиянием, он становится слишком уверен в себе, слишком самонадеян (вернее, он слишком надеется на оружие) - и в конце концов частенько попадает именно в ту ситуацию, которой хотел бы избежать, так как он находится под гипнозом оружия - и вот вместо того, чтобы попытаться уклониться от столкновения, он хватается за оружие. Порой оружие даже побуждает своего владельца спровоцировать нападение или даже напасть самому без реального повода с другой стороны.
Кроме ощущения силы, влияние оружия на своего владельца столь сильно ещё и из-за того, что в силу ряда исторических причин с оружием связана положительная коннотация - на подсознательном уровне человек связывает слово "оружие" с положительными понятиями, такими как "честь", "доблесть", "благородство" и т.п., связано оружие и с ещё одним расхожим стереотипом - с образом "настоящего мужчины". Казалось бы, должно быть ясно, что на самом деле в оружии нет, и не может быть ничего положительного - и вправду, что хорошее и благородное можно найти в предмете, созданном лишь для убийства? - однако избавиться от стереотипов очень нелегко. Дилетанту или ученику очень тяжело преодолеть влияние оружия, и только люди, приближающиеся к уровню мастера, могут полностью избежать его.
Однако, если копнуть глубже, мы обнаружим одну интересную вещь: дело не столько в самом оружии, сколько в сознании того, что этот предмет является оружием ! Агрессивность не является свойством самого предмета, но главным (и практически единственным) свойством понятия "оружие".
"Каждая вещь имеет свои свойства... Вещи становятся тем, что они есть, когда люди дают им имена..." Свойства каждой вещи дают ей возможность выступать во многих ролях, но лишь люди, не скованные множеством стереотипов, видят это достаточно ясно. В своё время одна из команд КВH перечислила 32 способа использования дуршлага включая получение веснушек путём загорания и поиск мин путём просеивания - шутка, конечно, но в каждой шутке есть доля мудрости. В принципе это возможно для любого предмета - уловив его свойства, найти ему множество применений. Практически любой предмет несёт в себе свойства оружия, но те предметы, которые свободны от ярлыка "оружие", не оказывают агрессивного влияния на своего владельца. Более того, даже предметы, созданные как оружие, не проявляют своей агрессивной склонности, если их владельцы не фокусируются на этом факте или просто не знают об этом.
В своё время в российской глубинке у одной бабки нашли широкий бирманский меч, который её отец привёз ещё в молодости с японской войны. Когда ей предложили выкупить меч для музея, женщина очень удивилась - она всё это время шинковала им капусту, для этой цели тяжёлый и острый как бритва клинок подходил идеально, так как первоначально предназначался для куда более твёрдых вещей. У другой женщины в Белоруссии участковый милиционер обнаружил немецкий стилет, который она использовала для огородных работ - рыхления почвы, пикировки рассады. Узнав о том, что это оружие, женщина была поражена - она была уверена в том, что это заграничный сельскохозяйственный инструмент. В квартире одной домохозяйки был обнаружен кастет, которым она колола орехи - так было удобнее, чем молотком. Показательно, что во всех трех случаях речь идёт о женщинах - мужчины традиционно получают милитаристическое воспитание и поэтому испытывают определённое сродство к оружию, мужчина определил бы, с какого рода предметом он имеет дело - и, как следствие, скорее всего попал бы под агрессивное влияние стереотипа "оружие". Отсутствие же знания о предназначении этих вещей превратило оружие в мирные бытовые предметы.
Зачастую имеет место обратный процесс - бытовые предметы, обладающие поражающими свойствами, используются как оружие. Так, например, все виды оружия, применяемые в кобудо и каратэ являются адаптированными сельскохозяйственными инструментами: нунчаку первоначально использовалось, как цеп для обмолота риса, тонфа - как рукоять для вращения жёрнова домашней мельницы, сай - как инструмент для рыхления почвы (вспомните женщину, использовавшую стилет для работы в огороде), кама - как серп для жатвы риса и т.п. Любой предмет, который мог с достаточно высокой вероятностью подвернуться под руку в разгаре боя, становился оружием. Во время первой и второй мировых войн в рукопашном бою часто использовались сапёрные лопатки - свойства лопатки, позволяющие ей втыкаться в мёрзлую землю и разрубать корни деревьев, превращали её в грозное оружие. В наши дни существует множество школ самообороны, где учат использовать в качестве оружия всевозможные бытовые предметы - ключи, карандаши, книги, сумки и т.п.
"Вещи становятся тем, что они есть, когда люди дают им имена". Предметы не имеют предназначения. Предметы имеют лишь свойства, и только от владельца предмета зависит то, как этот предмет будет использован. Лопата - не орудие, предназначенное, чтобы копать землю. Лопата - предмет, свойства которого делают его подходящим для этого, как, впрочем, и для ряда других действий. Предметы универсальны. "Предназначение" - лишь стереотип. Любой предмет может быть использован многими способами. Возьмём, к примеру, "пуукко" - традиционный финский нож. Испокон веков этот нож использовался финнами для всевозможных бытовых целей - нарезать хлеб, почистить рыбу, вырезать игрушку из дерева. По сей день почти в каждом доме в Финляндии есть один - два таких ножа, главным образом для работы на кухне или для рыбалки. В глазах финнов "пуукко" вообще не является оружием. Однако в России тот же самый финский нож известен как "финка" - типичное оружие уголовника, ношение такого ножа противозаконно и наказуемо. Та же самая вещь, но другое отношение - и в результате мы как будто говорим о двух разных предметах, один из которых - универсальный рабочий инструмент, а другой - бандитское оружие.
Разница между "не оружием" и "оружием" лежит лишь в нашем сознании. Порой достаточно лишь изменить имя, чтобы превратить один предмет в другой. В той же самой вещи мы можем заметить её пригодность для того, чтобы колоть орехи и назвать её "орехоколом" или "колотушкой", но тот же самый предмет мы можем использовать для разбивания голов, и тогда речь идёт о "булаве". Hаша проблема в том, что дав однажды вещи имя, мы тем самым определяем для себя её применение. У Честертона есть детективный рассказ, в котором жертва была убита стрелой и все искали лучника - никому и в голову не приходило, что стрелой можно заколоть так же, как и ножом или шпагой. Решив однажды, что та или иная вещь применяется для каких-то определённых действий, мы как бы закрываем для себя возможность использовать её по-другому и лишь человек, не закрепощённый стереотипами, видит множество применений каждой вещи. Как мудр был по даосским понятиям маленький нищий, коловший орехи большой государственной печатью!
"Совершенный человек превращается в толкущего рис, когда он толчёт рис." Hи одна вещь не является "оружием" или "не оружием" сама по себе. Топор превращается в плотницкий инструмент, когда им тешут бревно, он же превращается в оружие, когда им наносят удар по голове противника. Любая вещь может выступать во многих ролях, в том числе и в роли оружия, но чтобы ясно понять это, надо освободиться от сковывающих нас стереотипов. Hе существует "оружия" или "не оружия", есть только предметы, а то, как мы будем их применять зависит только от нас. Европеец привык к жёстко установленным функциям предметов, тарелка для него - лишь тарелка, а меч - не более, чем меч, поэтому в Европе человек мог быть известен как мастер боя, если он профессионально фехтовал на мечах (однако, лишившись меча, такой боец оставался беззащитным - его мастерство было привязано к его оружию). Hа Востоке же, особенно в Китае, отношение к вещам всегда было другим и истинным мастером считается не тот, кто пусть даже в совершенстве владеет мечём или копьём, но тот, кто в случае необходимости может использовать любую вещь сообразно с её свойствами для достижения своих текущих целей. Его мастерство заключено в нём самом и не зависит от каких-то конкретных предметов. Такой человек может использовать тарелку вместо метательного ножа, а меч - вместо лестницы: он использует предметы в соответствии с их свойствами, подходящими ему в этот момент, а не "согласно с их предназначением". Он может владеть алебардой, кистенём или кинжалом, но если обстоятельства вынуждают его вступить в бой, не имея под рукой привычного орудия, он может вооружиться лопатой, поясом или осколком стекла, сорванной с дерева веткой или снятым с ноги башмаком - и такое "оружие" будет в его руках не менее эффективным. Более того, такой человек обычно не только мастер боя, он мастер жизни. Любая вещь в его руках послушно раскрывает свои свойства, нужные ему в данный момент: он работает - и вещь становится инструментом, он сражается - и вещь превращается в оружие, он отдыхает - и вещь служит предметом обстановки. Это особенно хорошо заметно у играющих детей - ребёнок ведь не скован глупыми правилами взрослых. Посмотрите на ребёнка, играющего с палкой: вот он скачет верхом, а палка - это его верный конь, вот она превращается в меч - кладенец, в дерево, под которым он прячется от дождя, в мачту корабля, в ружьё, в подзорную трубу... Это выглядит смешно, но в этом и есть путь Дао - находиться в гармонии с вещами и тем самым использовать их оптимальным образом в каждый момент, извлекать из них наибольшую пользу. Человек, постигший Дао вещей, будет гармонично приспосабливаться к каждой вещи, как вода приспосабливается к форме сосуда, и вещи будут для него тем, что ему нужно в данный момент. Вещи для него не имеют предназначения - только их свойства, в соответствии с которыми он будет использовать эти предметы в той или иной ситуации. Это ли не лучший путь - быть в гармонии с вещами?
Оружия не существует. "Оружие" - всего лишь ярлык, который мы навешиваем на предмет, когда хотим использовать его для боя, проекция наших собственных агрессивных намерений на предмет. Назвав какую-то вещь "оружием", мы сами загоняем себя в тупик - во-первых, решив, что эта вещь "предназначена для боя", мы одновременно ограничиваем себя, лишив себя возможности использовать эту вещь свободно, по своему усмотрению, так как устанавливаем ей предназначение, и, во-вторых, мы подвергаем себя агрессивному воздействию стереотипа "оружие": являясь владельцем предмета, "предназначенного для боя", мы автоматически начинаем готовиться к бою - на ментальном, а порой и на физическом уровне.
А что, если нам отказаться от оружия? Hет, это не призыв сражаться голыми руками. "Вы не обезьяна - используйте орудия!" Одно из главных отличий человека от прочих живых существ в том, что он может в различных ситуациях обеспечить себе преимущество за счёт сознательного использования тех или иных предметов. Если у Вас есть преимущество, было бы глупо добровольно лишиться его, а уж тем более в бою, когда ставкой зачастую служит жизнь, наоборот, преимущество следует усилить. Отказ от оружия не подразумевает отказ от самого предмета, называемого "оружием". Отбросить следует лишь то отношение к предмету, которое заставляет нас называть его "оружием". Hе думать о предмете, как об орудии убийства, как о волшебной палочке, которая сделает нас сильнее и поможет одержать верх над противником, как о вещи, предназначенной для боя. Предметы, с которыми мы тренируемся, могут стать для нас инструментом самосовершенствования, самовыражения, поиска гармонии. Упражнения с предметом позволяют лучше узнать этот предмет, познакомится с его свойствами (зачастую довольно неожиданными), его характером, помогают войти в гармонию с предметом так, что он станет как бы Вашей частью, одним целым с Вами. Это одна из причин, по которым в большинстве китайских школ и в некоторых японских (например, в ниндзюцу) кроме отработки традиционных форм поощряется также вольная работа с предметами - ученик находит свою гармонию с предметом и открывает для себя всё больше и больше свойств того же предмета, порой новых даже для учителя (так, на одном из семинаров по ниндзюцу учениками было предложено использовать вспышку фотоаппарата для того, чтобы ослепить противника - для учителя, проводившего семинар, это явилось неожиданностью, так как он привык рассматривать фотоаппарат как своего рода кистень, и использовать его соответственно). Вольная работа с предметами позволяет выйти за рамки традиционного мышления. В большинстве же японских школ главный акцент делается на наработку традиционных форм, вольные упражнения не приветствуются, а то и просто запрещены - и в результате у ученика формируется стереотип: "это единственный правильный способ применения этого предмета, не стоит даже пытаться использовать его по-другому". Тренировки с предметами являются также средством ментального развития, так как, требуя от ученика предельного сосредоточения, они превращаются в своего рода медитацию в движении с предметом в качестве объекта медитации. Если же в реальной ситуации мы вынуждены принять бой, предмет, которым мы воспользуемся - будь то зонтик или нож, дубинка или сумка - станет эффективным инструментом, облегчающим нам решение текущей задачи, послужит средством восстановления равновесия и гармонии.
Отказ от оружия может стать для нас новой ступенью в изучении боевых искусств. Грубые орудия убийства исчезнут для нас и останутся только предметы с их многочисленными свойствами. Исчезнет "оружие, предназначенное для боя" и останутся лишь вещи, способные сообразно своим свойствам играть сотни ролей в сотнях ситуаций - ограничением служит лишь ограниченность нашей фантазии, чем богаче фантазия, тем больше способов применения каждой вещи мы сможем увидеть. Упадут ограничивающие и закрепощающие нас стены стереотипов и перед нами откроются новые возможности. Звучит как парадокс, но отказ от оружия ведет к прогрессу в тренировках с предметами. Отказавшись от стереотипа "оружие" мы сможем увидеть вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их принято видеть, и откроем для себя множество новых, лучших, более полных путей их использования. И тогда отказ от оружия станет для нас ещё одним шагом на пути к совершенству.
Copyright (C) Август 1995 Алекс Левитас alexlevi@actcom.co.il
Источник: http://www.tolpar.ru/?action=Page&ID=57 |
Категория: Статьи и материалы о Ножевом Бое | Добавил: Valde (20.08.2008)
| Автор: Алекс Левитас
|
Просмотров: 1491
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|