Сложные, многоходовые комбинации трудновыполнимые из-за наличия большого числа действий схемы – это то, что мы видим постоянно во многих школах и единоборствах.
Но обращаясь к своему опыту, что же каждый из нас применял на улице – оказывается пару ударов в челюсть, коленом в пах и нигде ничего сложного…каждый найдет такой пример в своей жизни. Поэтому ПРБ (прикладной рукопашный бой) – это примитивизм!!! Простота, доступность, результа-тивность! Примитивизм имеет ряд, как мне кажется пунктов, которые упускают из виду адепты «высоких» исскусств: 1. Выбирается самые результативные действия, на основе соотношения простота-скорость-качество 2. Происходит увеличение скорости достижения результата в бою и в обучении, путем «спрям-ления» (упрощения) действий 3. Скорость реакции увеличивается виду ясности в выборе действий, что влияет на результат Суммирую: скорость ответа на агрессию, простота в технике исполнения и ее результативность – это основные пункты ПРБ! Позволю себе поумничать, результативным может быть действие, ставшее для бойца простым!!! В процессе экстремальной ситуации, а драка такой ситуацией и является, проявляются рефлексы, действия, работающие в виде реакций на раздражитель. Все эти реакции и являются – примитивны-ми! Но вот приобрести рефлексы очень сложно людям не имеющим «культуры движения», наработан-ные параметры дистанции, чувства времени, точности, а также не имеющих физических кондиций, влияющих на скоростную реакцию бойца. Культура движения и ГОТОВНОСТЬ обучаться ПРБ включают именно: - знание правил и принципов личной безопасности - знание своих сил и возможностей - тренинг движений-техники для личной безопасности и своих возможностей физического плана
Вот как получаются действия простые, но вот сделать их «своими» очень тяжело… Пример: мой оппонент на ряде форумов заявил, что всего лишь нужно уметь бить двойку в лапу и все хватит для улицы. Рассмотрим этот момент. Отработка на снарядах выставляет силу, точность, дистанцию, но в статичном положении, т.е. дает начальные параметры. Но ведь начальные парамет-ры – это не весь бой, и статика не может дать чувство баланса и времени, привить контроль дистан-ции, что просто необходимо для смены «глубины» удара и результативности самих действий! Другими словами, что одно, не может быть всем!!! Как пример из жизни: Пример: группа офицеров в ЦСП, я руковожу курсом, у меня 32 часа... моя цель обучить их опреде-ленным вещам, как же я строю подготовку... как и меня учили, и моих инструкторов учили - отработанной схемой: 1. я провожу тест-занятие, где четко определяю "суть" каждого офицера - ПРЕДВАРИТЕЛЬНО изу-чив его личное дело или выдержки из него, по проф моментам, этот тест мне показывает предпочте-ние и возможности каждого, а также дает параметры, для дальнейшего подхода к конкретному чело-веку 2. начинаются занятия, где я уже точно знаю, кому делать упор на них, а кто вполне имеет навыки - и на каждом занятии есть группа "т" (трудные), есть группа "у" (умные), групп "т" - и каждому офицеру в этой группе повышенное внимание и индивидуальный подход 3. в середине проводит КПЗ, и делается анализ, корректируется подход к одному или другому офицеру, и вот используя параметры первого теста, знания их преимуществ и недочетов, знакомство с информацией о них, а также четкие рамки проведения тренинга, подходим к завершению... 4. зачет - по зачету делается анализ, где 2 пункта - готов, не готов (если сомнения = то не готов) Сколько действий в методическом плане – вроде просто, но без этого никуда!!!
«Простота начало профессионализма или отличие любителей от профессионалов!»
Преподавая рукопашный бой, я думал очень много о том, что же мешает бойцам в изучении этой науки.
Мои мысли нашли отражение в написанном, и вот сейчас я добавлю еще кое-что, в копилку инфор-мации, о боевом ремесле. Чтобы драться успешно – надо драться «просто», никаких сложных схем, вычурных ударов, мак-симально удобные для себя действия. Но это все понимают, а вот как только подходим к про-стому, то сразу начинаются сложности у бойцов, они не готовы к воспринимать простые вещи… Пример №1. Удар рукой – что может быть проще, думается. А вот и нет! Оказывается, тяжело осознать, что в удар надо шагать, не подниматься на ногах, заваливать тело в сторону удара, не прогибать поясницу и что самое трудное – обычный шаг ногой и удар рукой никак «не клеятся»! Почему-то бойцам понятнее миллион сложных движений, скрутов тела от бедра до корпуса и толч-ки ногой о землю, чем взять и нанести удар с шагом. И так во все, но копать надо в глубину, и потому рассмотрим саму суть, а не частные примеры. Сложность имеет корни в психологической сфере, и кроется в этих 3 страхах:
1. Страх – получить по лицу 2. Страх – неуверенности в своих действиях 3. Страх – отсутствия цели и задачи в схватке Т.е. основная масса бойцов НЕ ЗНАЕТ, что такое схватка или имеет неверное представление о ней! Ребята, схватка – это когда вы получите в той или иной мере «звездюлей» однозначно, но вот только будете ли вы лежать в больничке или будут, ваши оппоненты там находится - это уже ваш ВЫБОР, именно то, что определяет задачу – ВЫЖИТЬ! Теперь «о простом»! Какая задача в драке – лишить противника агрессивной составляющей, т.е. заставить его отказаться от своих действий!!! Как это сделать? 1. Нанести ему физический вред 2. Нанести психофизическую травму (испугать – как вариант) 3. Заставить отказаться от задуманного (наличие ножа, пистолета, спец средств или товарищей за плечами) Конечно п.3 – идеализированный, но вот п.1 и п.2, как правило, идут всегда вместе. Ну, так все просто, теперь вперед к победе!!! Ах да, не определились с технической составляющей схватки. Теперь открываю тайну небывалую!!! Если мы говорим о выполнении п.1 и п.2, что есть реализм, то все наши технические действия будут направлены на: 1. Лишение противника позиционного пространства и инициативы - Выталкивание - Рывки за одежду - Удары и толчки 2. Выбор оптимального положения возле противника, увеличивающего результативность своих действий - Уход вбок - Нырок под руку - Занятие положения исключающего использование расширенного арсенала действий ЕСЛИ ЭТО суммировать, то получиться – КТО ПЕРВЫЙ СОЗДАЛ «ПАУЗУ» - тот и ПОБЕДИЛ!
Пример №2. Войдя в противника на его атаке, и вытолкнув противника – вы создали «паузу», т.к. в неустойчи-вом состоянии невозможно ни ударить, ни сделать чего-либо. Пробовали наносить удары, пятясь назад или «болтаясь» влево-вправо? Нет силы, нет точности, нет опоры – требуется время, чтобы обрести баланс. И в стратегическом смысле, создание «психологической паузы» - это попросту «КТО КОГО НА-ПУГАЕТ, ОБМАНЕТ, ВВЕДЕТ в СТУПОР»! Сделав это с физическими действиями, мы получаем преимущество!!!