(Поводом для написания этой статьи стало письмо некого С. Он хотел переписываться с Сенчуковым, причем делать это в обстановке сугубой секретности и неразглашения; надо ему было задать несколько вопросов — и так, чтобы никто об этом не догадался… Однако первое же письмо затронуло такую полезную и нераскрытую до сих пор тему — что Сенчуков не удержался и попросил выложить его ответ на сайт, в виде отдельной статьи. Что я и делаю, удалив, впрочем, все обращения по имени и упоминания конкретных мест. — Примечание администратора)
Что ты думаешь по поводу: 1. Что такое боевые искусства.
2. В чем заключается их цель.
Мой ответ на первый вопрос: БИ — это навыки эффективного убийства, то есть причинения максимального вреда за минимальное время. Реально работающие системы характеризуются минимальностью и рациональностью. А вот второй вопрос и хочется копнуть поглубже.
В узкоспециализированном смысле вы абсолютно правы. Однако все остальные аспекты — в том числе и те, на «любителей» которых я часто наезжаю — обязательно должны присутствовать. Нельзя лишь допускать «выпячивания» какого-либо раздела за счет остальных. Теоретик, жонглирующий датами и именами, свободно читающий «Хэйкэ моногатари» в подлиннике, но не умеющий правильно нанести удар «своей» системы, выглядит как пижон. Согласен. Но и дубоголовый фанат, который спит с макиварой и двух слов связать не может, в свою очередь выглядит, как буйнопомешанный. Кроме того, сейчас нельзя не учитывать и третьей стороны боевых искусств, в наше время постепенно занимающей господствующее положение — а именно связанного с ними бизнеса. Вот я, к примеру, выпал «из обоймы» на несколько лет — и теперь приходится раскручивать все практически заново. Конечно, если вы не преподаете, то эта сторона вас затрагивает очень мало. Но даже вышибала или киллер, работавшие с помощью БИ, после нескольких лет отлучки во многом вынуждены будут завоевывать свой авторитет заново. Эта сторона боевых искусств может не интересовать вас лишь при том условии, что вы не профессионал — то есть, не живете за счет своих боевых искусств. Однако в этом случае вы не будете обладать достаточным количеством времени для продолжения обучения. Вам, как и большинству людей, рано или поздно придется остановиться, и только «поддерживать форму». Есть правда еще один вариант — что вы какой-нибудь шаолиньский монах, которого прихожане и туристы кормят вне зависимости от качества его кун-фу. Но монахи, кстати, вовсе не настолько дорого ценят это кун-фу, как вы думаете. Ровно настолько же, насколько бедуины ценят песок или эскимосы — снег. Им в голову не приходит сгребать его в кучу, обносить неприступным забором или же продавать на экспорт. Кун-фу для таких людей — просто одна из разновидностей повседневной практики, не хуже и не лучше прочих. Тем более, что реально драться им сегодня не приходится — не монашеское, знаете ли, это дело. Их куда более интересует гимнастика. Полезная, знаете ли, вещь, — особенно после долгой медитации…
Для меня боевые искусства — все-таки способ самосовершенствования, как бы странно это ни звучало для тех, кто не знаком со мной лично или же хочет видеть во мне невежественного забияку. За боевую эффективность их техники я ратую прежде всего потому, что НЕ ВИЖУ ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ В ТОМ, ЧТО САМО ПО СЕБЕ НЕ РАБОТАЕТ. Вот починим, наладим, запустим — тогда можно будет говорить о нравственной их стороне и всякого рода энергетике и магии, как свойствах и возможностях, вытекающих из РАБОТЫ системы, а не самого факта ее СУЩЕСТВОВАНИЯ. Почему именно в этом порядке? Очень просто. Как можно быть нравственным, если вы лжете ученикам с первого момента, показывая заведомо бесполезные вещи? Как можно говорить о честности, если вы берете деньги за то, что работать не будет? Как можно говорить о развитии сознания, если любая попытка самостоятельной мысли и творчества тут же погребается под обвалом догм, авторитетов и просто ругательств? Как можно говорить об авторитете мастера, если любой богатый человек сегодня в состоянии купить пояс практически любого уровня? Как можно говорить о чести, если практически на всех соревнованиях господствует подсуживание и местничество? Если САМИ СПОРТСМЕНЫ исподтишка применяют запрещенные приемы или «бросаются» на кулак противника, чтобы подвести его под дисквалификацию?
Ну и что там еще осталось от нравственных постулатов боевых искусств?
Этих вопросов я касался не раз. Однако здесь, по-моему, мне удалось выразить эти проблемы наиболее кратко.
Об энергетике, конечно нужно говорить отдельно, хотя многие и считают ее напрямую зависящей от нравственности и морального уровня человека. Тем не менее, мне доводилось встречать мастеров цигун, чья нравственность была весьма невысока — а некоторые из них были откровенными бандитами. То есть, энергетику все-таки можно рассматривать, как комплекс специализированных упражнений или свойств, возникающих в результате постоянной их практики. Большинство существующих сегодня методик силового цигун представляют собой набор упражнений, аналогичных известным нам отжиманиям, набивке, а также некоторым асанам йоги. Единственное серьезное отличие — это строго соблюдаемый порядок упражнений, сопровождение их дыхательными техниками и медитацией. Мягкий цигун, предназначенный для развития координации движений или упорядочения энергетики больных или пожилых людей, обходится без большого приложения физической силы, но взамен требует гораздо большего времени и постоянства занятий, а также большей «медитативности» при исполнении техник, причем самовнушение также играет в этой практике очень важную роль.
Однако ни в одной школе боевых искусств отдельному развитию энергетики не может отводиться столько времени. Это вовсе не значит, что энергетика там не изучается — здесь всего лишь происходит замена одних упражнений на другие. Вместо силовых или координационных упражнений цигун в боевых искусствах выступают боевые технические элементы, их комбинации или даже целые формальные комплексы. Это ни для кого не новость — большинство комплексов цигун так или иначе происходят из боевых искусств и во многом сохранили многие их качества — вплоть до возможности боевого применения не только приобретенных «энергетических» возможностей, но и просто двигательных элементов в качестве приемов боя. Многие мастера цигун прежде всего были прекрасными бойцами, и славились именно своим боевым искусством. Возможность этого совмещения, повторяю заключалась в том, что цигун и бой, по сути выполнялись одними и теми же движениями. При этом мастера, особенно в школах «внутреннего» направления, требовали постоянного энергетического осознания и наполнения любых движений, а особенно боевых, рассматривая даже бой как своеобразную практику цигун.
Однако в сложившейся сегодня практике преподавания боевых искусств большинство современных школ и стилей преподают боевые движения как в спорте, без какого-либо внутреннего наполнения. Это вполне понятно — кто станет отрабатывать прямой удар несколько лет, когда в соседней секции тэквондо или кик-боксинга его можно выставить за месяц? И, несмотря на то, что, к примеру, сам основатель тэквондо выполняет комплексы-тули в «энергетической» манере, весьма напоминающей китайское син-и, никто из его инструкторов, даже имеющих уровень пятого дана и выше, этого уже не придерживается, исполняя только внешнюю форму. Это подчас красиво, мощно, быстро, — но ничем не отличается от того же кик-боксинга. Человек, конечно, может научиться драться и так, — но об энергетике в его искусстве можно говорить ровно так же, как и об энергетике скачущей лошади или плывущего тюленя. Энергетика, конечно, здесь присутствует — только можно ли в этих случаях говорить о сознательном умении управлять энергией, концентрировать ее или хотя бы чувствовать? Однако «традиция» имиджа боевых искусств требует включать наличие энергетических упражнений в свою рекламу и говорить о глубоких философских основах. Именно поэтому мы в любом рекламном фильме по тэквондо, каратэ, или даже кик-боксингу можем увидеть ряды «медитирующих» спортсменов. Однако вы можете убедиться сами, походив по секциям или задав вопросы инструкторам этих направлений, что зачастую вся «энергетика» в их школе ограничивается таким вот сидением с закрытыми глазами в конце или начале тренировки. Многие из инструкторов вообще не понимают, что такое медитация, хотя среди каратистов у вас гораздо больше шансов найти сведущего в этом вопросе человека, чем в среде тэквондо.
Еще Маркс писал, что в вещи нас интересует прежде всего ее ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ, а вовсе не количество затраченного производителем труда. Так что, принеся на рынок трехлитровую банку (полную!) маринованных левых тараканьих усов, вы вряд ли найдете покупателя на товар, стоивший вам поистине титанических затрат труда и времени. Также и телевизор, не включенный в сеть — просто ящик. Подставка для цветов. Если он не включен в сеть, не имеет антенны, то невозможно судить ни о качестве его изображения, ни о ассортименте программ, ни о других его возможностях, отличающихся от возможностей обычной деревянной подставки. Автомобиль, не заправленный бензином, не поедет — и значит, будет стоять во дворе, просто занимая место. Или же в него придется запрягать все ту же многострадальную кобылу. В таком случае он будет гораздо хуже телеги, поскольку излишне тяжел и не имеет оглобель. ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ телевизора и автомобиля в таких условиях будет весьма низка — так же низка, как у холодильника на Северном полюсе.
Умение, которое не действует, — не существует. Оно не имеет связи с реальным миром, и поэтому вряд ли найдет последователей. Можно будет сетовать об упадке интереса к БИ сколько угодно долго, но пока рядовой человек не почувствует конкретную пользу и конкретный смысл, приток новых людей в залы будет уменьшаться. Подпитку будет получать только спорт, в котором, благодаря рекламе и тотализатору крутятся реальные деньги — то есть, на всю страну будет три десятка человек, умеющих махать ногами, и три тысячи фанатов, мечтающих когда-нибудь занять их место. При этом основная масса народа будет глядеть на бои «звезд» по телевизору, а эти звезды будут обслуживаться целыми толпами врачей и тренеров, чтобы показать «высший класс». И, выйдя в бар при гостинице, будут получать по морде от обычного пьяного хулигана…
И ни о какой энергетике не будет и речи! Много ли ее в современном олимпийском дзю-до? А ведь оно тоже когда-то было боевым искусством! Много ли энергетики в тэквондо? И не надо умиляться над кадрами из рекламных фильмов, где мы видим «медитирующих» спортсменов — это чистый понт. Так же точно можно было усадить перед камерой теннисистов, пловцов или боксеров — реальной связи с техникой, ее отработкой и применением медитация не имеет ни в теннисе, ни в плавании, ни в боксе. И ни в дзю-до! И ни в тэквондо! Они изначально задумывались, как армейская рукопашка или спорт, и не было там В ПРИНЦИПЕ никакой энергетики или психотехник. Не нужны они ни в армии, ни в спорте. В армии потому, что солдату думать противопоказано (послушайте корейцев из ИТФ, с их речами о «любимом и единственном руководителе…»), а в спорте — потому, что это просто лишняя трата времени. Всю необходимую психологическую накачку сделают штатные тренера и психологи, противник всегда один, условия всегда оптимальные. Да и думать спортсмену нужно не больше, чем солдату — иначе может выйти «в расход» не менее быстро.
Что же касается энергетики, то невозможно говорить о ее правильном понимании без длительной проработки в ходе спарринговой практики и правильного, без секретов и ограничений, объяснения смысла изучаемых техник. Медленно водить руками со значительным лицом вовсе недостаточно, чтобы понять суть энергетики — даже если вы до мозга костей проникнетесь «важностью происходящего». В этом случае ваша практика становится чем-то вроде символического религиозного ритуала, призванного напомнить о когда-то имевших место событиях или действиях, но по сути своей их не повторяющего. Энергии — реальные феномены практики боевых искусств, но так, как их предлагают изучать сегодня, их постичь невозможно. Необходима реальная связь этого «этажа» системы с базой — то есть, лестница с «первого этажа» на «второй». Сидеть же рядом с «домом» (не на «первом этаже» — ведь сегодня обычно боевые практики с энергетикой в отработке не связывают) и водить руками по воздуху, надеясь, что рано или поздно некая волшебная сила перенесет тебя выше, просто глупо. Надо встать и найти лестницу. Медитация в этом плане может помочь лишь в том плане, что вы в ее процессе вспомните, где эта лестница лежит. Однако, если лестницы никогда не было, то и вспоминать будет нечего.
Роль лестницы в моей системе выполняют круговые упражнения, некоторые из которых вы уже могли видеть в «Да-цзе-шу». Эти упражнения мне показывал мастер тэккен, но в куксуль, вонхвадо, тайцзи, багуа или даже в айкидо я видел много сходных элементов — и даже целых блоков этих элементов, что подтверждает мои предположения.
Правильная практика двигательных техник, со всем многообразием их боевого и развивающего смысла ведет к постижению энергетической их сущности и общему оздоровлению. Правильное понимание энергетики ведет к усовершенствованию техник и появлению способностей, близких к сверхъестественным. Правильная практика цигун в движении ведет к овладению «внешним» цигун, где физическое воздействие не обязательно. Только обладая верной и работающей методикой, имея возможность обучать людей, мы будем вправе требовать от них соблюдения каких-то обязательств — иначе окажемся обманщиками, дискредитируем БИ, оттолкнем от них людей и таким образом, принесем только вред.
БИ — реальный путь к спасению людей от собственного их невежества, от подверженности сиюминутным страстям, от множества болезней, осложнений и психических расстройств. Это способность мгновенно принять решение и исполнить его. Это — реальная способность разделиться на тех кто хочет быть человеком, и тех, кто хочет жить «по-человечески», не связывая себя никакими обязательствами. Я не боюсь слова «разделение» — равенство давно уже только лишь пропагандистский лозунг. Люди никогда не могут быть равны друг другу — даже в стаде не найти двух одинаковых овец. Однако сегодня равенство выражается в том, что стадо тянет за ноги вниз любого, кто пытается хоть немного стать лучше других. Не надо стесняться быть лучше! БИ дают возможность не только бить и бросать, но и соразмерять свои силы, оценивать ситуацию, находить правильное ее решение — не обязательно кулаками; то есть, учат жить, выживать среди людей. Не случайно же эта традиция так развилась и окрепла именно в Китае и Японии, где скученность людей на протяжении веков была крайне высока. Умение жить, не толкаясь — это великое искусство — не меньшее, чем искусство бить наверняка.
Исходя из всего этого, я считаю, что целью БИ является воспитание совершенного человека. Совершенного во всех областях. Умеющего убить, если потребуется — но быстро и без лишних мучений, и спасти — так же быстро и уверенно. Умеющего выживать в джунглях или пустыне — и умеющего выжить в большом городе, не став при этом преступником или лицемером. Супермена, если хотите. Умеющего убивать — но и умеющего не идти к своей цели по трупам.
Источник: http://www.conten.ru/index.php?option=com_content&Itemid=56&id=69&task=view |